Новости

В стандарте 19 разделов, каждый содержит пути решения основных проблем, с которыми сталкиваются пациенты, обращаясь в поликлинику.

Содержание стандарта изучил экспертный совет при заместителе губернатора по социальной политике.

«Стандарт организации амбулаторной помощи — первый шаг на пути реализации декларации о пациент-ориентированном здравоохранении, — сообщил экспертам заместитель начальника департамента здравоохранения Томской области Вадим Бойков. — Декларация принята, прописывает основные принципы взаимодействия «врач – пациент», теперь нужны инструменты ее реализации — реальные и практические».

Рабочая группа из специалистов департамента здравоохранения, Сибирского государственного медицинского университета, территориального фонда ОМС и больниц подготовила стандарт за полгода и учла в нем предложения пациентов и самих медработников. Всего в нем 19 разделов.

«Мы выбрали амбулаторную (поликлиническую) помощь в качестве первого шага, потому что это самый востребованный вид медицинской помощи, порядка 10 миллионов обращений в год, следовательно, большинство пациентов судят о работе всего здравоохранения именно по поликлиникам», — отметил Вадим Бойков.

Так, стандарт предлагает исключить ситуацию, когда пациент, планирующий госпитализацию, выходит от врача с направлениями на дополнительные обследования, к узким специалистам. Все это нужно, чтобы попасть на лечение в стационар, но должно стать задачей медорганизации — сразу же записать человека на анализы и к другим врачам, открыв электронное расписание, вместе с ним определиться с датой госпитализации.

Решить проблему непонимания между врачом и пациентом (получает недостаточный объем информации о болезни, не знает и не должен знать медицинский язык) стандарт предлагает через внедрение речевых модулей для врачей, обучение навыкам эффективного общения, повышение доступности справочной и нормативной информации, внедрение маршрутной карты. В последней будет указано, не только в какое время, к какому доктору и на какой вид исследования записан человек, но и как подготовиться к этому исследованию.

Жалобы на недоброжелательность стандарт предлагает устранять тоже через обучение персонала — навыкам профессиональной этики, управления конфликтами.

«У нас есть опыт с проектом «Входная группа» — 250 регистраторов прошли такой курс в СибГМУ, и количество жалоб из медучреждений, где они работают, снизилось существенно, — отметил Вадим Бойков. — Будем активно применять формы контроля, в том числе пациентского — через анкеты, предлагающие оценить работу врача, сайты, формы обратной связи».

Также стандарт поднимает вопросы навигации, предписывая наличие одинаковых (и, следовательно, узнаваемых) вывесок, указателей, поэтажных планов в каждом медучреждении и на пути к нему (начиная с остановки). Пациентов должен встречать менеджер холла — это также успешный опыт «Входной группы». Кроме того, определен минимальный набор информации для стендов: она не должна быть устаревшей и составляться по случайному принципу. Возле кабинета врача и в регистратуре должно быть определенное количество сидячих мест.

По результатам экспертного совета заместитель губернатора Томской области по социальной политике Иван Деев поручил провести аудит стандарта во всех медучреждениях региона, а с ноября 2018 года начать его реализацию.


14 сентября, в Асиновском районе прошел первый региональный медицинский форум «Современное земство», в котором приняли участие 200 человек.

Это новички программ «Земский доктор» и «Земский фельдшер» и участники прошлых лет, продолжающие работать в сельской медицине, студенты СибГМУ и медицинского колледжа, представители власти, главы районов и главврачи. Участники обсудили меры поддержки молодых специалистов и поделились опытом привлечения кадров в районные больницы.

«Задача форума — рассказать студентам-выпускникам, как работается на селе, на примере Асиновского района. Показать, что в муниципальных образованиях есть все для жизни и работы, а также возможности для профессионального и личностного развития», — сказал заместитель губернатора Томской области по социальной политике Иван Деев.

Форум начался в усадьбе Николая Лампсакова (село Ново-Кусково Асиновского района) с посвящения 17 молодых специалистов в земские доктора и фельдшеры. Награды получили также 22 медика, отработавшие на селе больше пяти лет (обязательный срок по программе «Земский доктор») и решившие остаться в земской медицине.

«Мы неслучайно проводим форум в усадьбе Лампсакова, на месте которой в XX веке была земская больница. Здесь собрались все заинтересованные в решении кадровых проблем стороны — от студентов-медиков до готовых принять их на работу главных врачей. В наших планах сделать форум ежегодным и межрегиональным», — подчеркнул начальник департамента здравоохранения Томской области Александр Холопов.

Благодаря программам «Земский доктор» и «Земский фельдшер» в села Томской области за пять лет трудоустроилось более 600 специалистов. «Земский доктор» (по миллиону каждому участнику) изначально финансировался из двух бюджетов — федерального и областного. «Земский фельдшер» (полмиллиона каждому участнику) — проект губернатора Томской области Сергея Жвачкина, стартовавший в 2015 году. В 2018 году проект получил финансовую поддержку Федерации.

Всего же в областные учреждения здравоохранения в 2017 году трудоустроились 264 медика, из них 122 «земских доктора» и 17 «земских фельдшеров».


Бесплатные препараты по федеральной программе получают 25 910 льготников из Томской области. Еще 40 204 монетизировали льготу, оформив выплату на эти цели.

До 1 октября они могут вернуться в программу, написав заявление в отделении Пенсионного фонда по месту жительства. В заявлении нужно будет выбрать между набором социальных услуг (бесплатные медикаменты, санаторно-курортное лечение и проезд к месту лечения и обратно) и компенсацией (сейчас это 1075 рублей).

«Ежегодно после окончания приема заявлений к нам поступают обращения пациентов, отказавшихся от участия в программе в пользу денежной компенсации, — отметила председатель комитета организации лекарственного обеспечения департамента здравоохранения Томской области Елена Потягайлова. — Это происходит при выявлении нового заболевания, изменении схем лечения, в связи с необходимостью принимать более дорогостоящие препараты. В этих случаях суммы выплаты становится недостаточно, а экстренно вернуться в программу невозможно».


15 сентября заканчивается сезонная работа пунктов серопрофилактики в Томской области. Это связано со снижением активности клещей.

«В связи с минимальным числом обращений пункты серопрофилактики завершают работу. Медпомощь в случае присасывания клеща в Томске окажут приемные отделения медико-санитарной части № 2 (для взрослых) и детской больницы № 2 (для детей), в районах — приемные отделения районных больниц», — уточнила главный эпидемиолог Томской области Наталья Филиппова.

По данным регионального Роспотребнадзора, за неделю с 30 августа по 5 сентября в медицинские организации с присасыванием клеща обратилось 103 человека, в том числе 30 детей.

Всего с начала эпидсезона серопрофилактика потребовалась 17 864 жителям области, из них 3 385 детей. За этот же период 2017 года обращения поступили от 23 449 человек, в том числе от 3 869 детей. Таким образом, в этом эпидсезоне пострадавших от клещей на 5 000 меньше.